воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Oslo, Norway - август 2014, часть 4

Ранее:
- Осло, часть 1. Страна бетонных айсбергов. Ратуша, кафедральный собор и район Бьюрвика,
- Осло, часть 2. Крепость Акерсхус,
- Осло, часть 3. Парк Вигеланда. Скульптуры на Мосту и около него.

Парк Вигеланда. Фонтан, Монолит и Колесо Жизни.

Густав Вигеланд (Gustav Vigeland, 1869-1943) родился на ферме неподалеку от городка Мандал (Mandal) на юге страны. Тяга к искусству проявилась у него в школе, где он учился резьбе по дереву. В юности он много путешествовал по Европе, изучал скульптуру эпохи Возрождения в Италии, часто посещал мастерскую Родена в Париже. Основными темами его творчества быстро стали жизнь и смерть, взаимотношения полов и борьба человека с природой. Интересно, что в глазах Вигеланда связь между мужчиной и женщиной это, в основном, глубокая боль, меланхолия, иногда страсть, но лишь изредка - радость и счастье. Конечно же, причины подобного отношения можно легко отыскать в несчастливом детстве художника.

Вскоре после его возвращения в Осло пришла известность. Вигеланд быстро прославился как мастер портретного бюста, а в 1901 г. выиграл конкурс на проект медали для Нобелевской премии мира.

Примерно к 1913 г. произошла серьезная трансформация художественного стиля Вигеланда. Его язык стал более обобщенным и упрощенным, на смену сложным пластическим формам пришли большие поверхности с минимумом деталей. Тогда же он увлекся резьбой по граниту, гораздо более твердому и сложному в обработке материалу, чем ранее использованные мрамор и стеатит.

В 1919 г. квартал, в котором жил и работал Вигеланд, пустили на снос. Вместо него собирались возвести библиотеку. В виде компенсации власти выделили скульптору новое жилье и помещение под мастерскую, но при одном условии: права на все его произведения, как уже завершенные, так и будущие, передавались городу. Муниципалитет был обязан предоставить Вигеланду материалы и помощников при необходимости, но за свои работы, согласно окончательной редакции контракта, подписанного в 1921 г., он не получал ни гроша. Мастера эти условия вполне устраивали: свободу самовыражения он всегда ставил выше материального благосостояния.

Oslo-AUG2014-LoRes-1465.jpg

Среди всех объектов Вигеландспарка Фонтан имеет самую долгую историю. Идея создания монуметального бронзового фонтана занимала Вигеланда практически с самого начала XX века. Гипсовый макет, созданный в 1906 г., сразу привлек к проекту внимание властей. Муниципалитет Осло заказал установку фонтана по доработанному эскизу перед зданием Парламента. Правда, вскоре от этого замысла отказались. Большой и красивый фонтан городу очень хотелось, но о месте его размещения спорили. Как один из вариантов назывался высокий холм у королевского дворца.

Началась и завершилась Первая Мировая война. Вигеланд активно занимался продвижением своего проекта, пойдя на беспрецедентные меры: он открыл всем желающим доступ в свою мастерскую, чтобы жители норвежской столицы сами могли высказать свое отношение к его работе. К тому времени мастер значительно изменил свой первоначальный замысел: фонтан теперь дополняла целая серия скульптурных композиций, состоящих из древесных ветвей и человеческих фигур, а также гигантская гранитная колонна.

По условиям договора с муниципалитетом Осло скульптору передавалась часть городского парка недалеко от мастерской для выставления своих работ. Так что к 1921 г. с местоположением Фонтана, наконец, определились.

Oslo-AUG2014-LoRes-1466.jpg

Шестеро обнаженных мужчин, держащие на руках основную чашу фонтана (по некоторым отзывам, она символизирует Бремя Жизни) присутствовали еще на первоначальном эскизе. Но свою окончательную форму этот арт-объект обрел лишь к 1936 г., да и то Вигеланд периодически заменял одни барельефы, украшающие внешнее ограждение, на другие (всего было изготовлено 112 вариантов, из которых использовались лишь 60). Окончательно работы были завершены в 1947 г., уже после смерти художника.

Oslo-AUG2014-LoRes-1435.jpg

Два десятка бронзовых деревьев, окружающих фонтан, были изготовлены в период с 1906 по 1914 гг. В них Вигеланд отразил цикличность человеческого бытия и различные стадии жизни: рождение, детство, юность, зрелость, смерть и новое рождение. Так, например, рядом с композицией, изображающей скелета, находится дерево, в кроне которого играют младенцы; новая жизнь приходит на место прежней.

Oslo-AUG2014-LoRes-1436.jpg

Стилизованные деревья и чрезвычайно реалистичные человеческие фигуры сложнее по исполнению и намного изящнее гранитных скульптур на Мосту.

Oslo-AUG2014-LoRes-1437.jpg

Одни композиции трогают своей искренностью и непосредственностью.

Oslo-AUG2014-LoRes-1438.jpg

Другие, скорее, вызывают недоумение.

Oslo-AUG2014-LoRes-1439.jpg

Какие-то иные могут даже отталкивать. Но в совокупности этот бронзовый лес, безусловно, впечатляет!

Oslo-AUG2014-LoRes-1443.jpg

То здесь, то там, на всем широком пространстве вокруг Фонтана журчит вода, устроены небольшие водопады, которые иной раз и заметить-то нелегко. В Парке вообще нет ничего случайного, все объединено общим замыслом.

Oslo-AUG2014-LoRes-1446.jpg

Плато Монолита - искуственная возвышенность круглой формы с концентрическими ступенями, на которых установлено 36 гранитных скульптурных групп, изображающих взаимоотношения человека с родными и близкими, связь и преемственность поколений.

Oslo-AUG2014-LoRes-1460.jpg

А вот и сам Монолит, сообразно названию вырезанный из единого гранитного блока более 17 м. высотой и состоящий из 121 человеческой фигуры. Трое каменотесов обрабатывали его в течение 14 лет! Он, как и все в Вигеландспарке, символизирует извечный жизненный цикл: новые поколения эгоистично стремятся к собственным вершинам, опираясь на тела и кости предшественников, буквально лезут по головам, попирая ногами и старых и малых. Наверх этой человеческой волной выплескивает младенцев, лица которых также устремлены ввысь. У самого Вигеланда трактовка этого произведения была более позитивной, но мне кажется, что здесь искусство вышло за рамки художественного замысла. Вавилонская башня, стелы древнего Египта и, не в последнюю очередь, фаллический символ - здесь многое можно увидеть.

Oslo-AUG2014-LoRes-1450.jpg

Скульптурные группы, окружающие Монолит, как можно догадаться, очень разные. Люди разных возрастов, изображенные Вигеландом, помогают друг другу, любят, ссорятся, дерутся, жертвуют собой, передают жизненный опыт новым поколениям. Я не очень представляю, как комментировать более подробно, поэтому ограничусь лишь названиями композиций.

"Мальчик и девочка" (Gutt og pike, 1934).

Oslo-AUG2014-LoRes-1447.jpg

"Юноша, нагнувшийся к сидящей девушке" (Ung mann bøyer seg ned mot ung sittende kvinne, 1920).

Oslo-AUG2014-LoRes-1448.jpg

"Юноша и девушка, сидящие спиной друг к другу" (Ung mann og kvinne sitter rygg mot rygg, 1919).

Oslo-AUG2014-LoRes-1449.jpg

"Три мальчика на коленях" (Tre gutter på kne, 1925).

Oslo-AUG2014-LoRes-1451.jpg

"Драка мальчиков" (Gutteslagsmål, 1921).

Oslo-AUG2014-LoRes-1452.jpg

"Пять улыбающихся девочек" (Fem piker smilende, 1926).

Oslo-AUG2014-LoRes-1453.jpg

"Дети верхом на спине женщины" (To barn rir på morens rygg, 1916).

Oslo-AUG2014-LoRes-1454.jpg

"Группа из восьми девочек" (Åtte småpiker i krets, 1917).

Oslo-AUG2014-LoRes-1455.jpg

"Куча детей" (Geniemylder, 1917).

Oslo-AUG2014-LoRes-1457.jpg

Кованые фигурные ворота, обеспечивающие доступ на Плато Монолита, изображают человека на различных этапах его жизни. Всего ворот восемь, все они разные. Вигеланд изготовил их в середине 1930-х гг., но установлены они были лишь в 1952 г. Совершенно плоская поверхность, минимум металла, контуры, напоминающие карандашные наброски, но при этом создающие ощущение трехмерного пространства - по-моему, это потрясающе и по замыслу, и по исполнению.

Oslo-AUG2014-LoRes-1458.jpg

Мне кажется, в несоприкасающихся створках этих ворот заключен глубокий символизм. Не знаю уж, так было задумано или просто совпало на момент фотографии.

Oslo-AUG2014-LoRes-1464.jpg

Солнечные часы (Soluret, 1930) - бронзовая фигура на гранитном пьедестале. Я не нашел информации о значении этого объекта в общей канве Парка; мне кажется, что часы выглядят несколько инородно.

Oslo-AUG2014-LoRes-1463.jpg

Колесо Жизни. (Livshjulet, 1933-34). Двое взрослых, мужчина и женщина, и три детских фигуры. Все ясно без слов. А за ограждением - обрыв. И вид на не самые привлекательные районы Осло. Стоило мне лишь подойти к ограждению, как внезапно начался настоящий ливень. Тоже, в общем, определенный символизм.

Oslo-AUG2014-LoRes-1461.jpg

Вигеландспарк - потрясающий арт-проект и результат по-настоящему титанического труда его создателя. Не понравилось? Тогда злой мальчик посылает вам лучи ненависти.

Oslo-AUG2014-LoRes-1468.jpg
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий