пятница, 16 декабря 2016 г.

Oslo, Norway - август 2014, часть 3

Ранее:
- Осло, часть 1. Страна бетонных айсбергов. Ратуша, кафедральный собор и район Бьюрвика,
- Осло, часть 2. Крепость Акерсхус.

Парк Вигеланда. Скульптуры на Мосту и около него.

Если вы приехали в Осло, Парк Вигеланда (Vigelandsparken) - обязательное к посещению место. Иначе и быть не может, ведь это крупнейший в мире парк скульптур, созданных одним автором. Он занимает площадь более 30 га и содержит более 220 отдельных скульптур и композиций из гранита, бронзы и гнутого металла, отражающих различные "состояния человека". Иногда эти состояния выражены достаточно прямолинейно, иногда исполнены философского смысла и понять их непросто. В целом же все это поначалу кажется очень странным. Временами парк даже пугает! Далее из первоначального любопытства пробуждаются искренний интерес и какие-то зачатки понимания. Но скорее всего впечатление, которое произвел на вас Вигеландспарк на самом деле, а также значение тех или иных его элементов вы осознаете уже значительно позже, далеко за пределами парка.

Начать можно с того, что замысел автора был поистине глобален. Он создавал этот парк большую часть своей жизни, хотя основные работы уложились в период 1925 по 1949 гг. Скульптуры, над некоторыми из которых он работал еще в первые годы XX в., расположены вдоль единой оси, проходящий от величественных Врат через Мост, Фонтан и плато Монолита к Колесу Жизни. Таким маршрутом я и проследовал, фотографируя по мере возможности наиболее впечатлившие меня фрагменты.

Несмотря на то, что в кадр попадало далеко не все, да и погода была просто феерическая - проливной дождь сменялся таким солнцепеком, что парк погружался в облако пара! - все равно получилось слишком много материала, который пришлось разделить на две части. Так, например, Фонтан (Fontenen, 1947) и возвышающийся надо всей территорией парка Монолит (Monolitten, 1944) будут подробнее рассмотрены в следующей части моего рассказа.

Oslo-AUG2014-LoRes-1425.jpg

В день моего посещения Вигеландспарка его Врата были завешены какой-то наглядной агитацией, поэтому фотографированию не подлежали. Так что я сразу прошел к Мосту и его скульптурам. Мост протянулся на добрую сотню метров при ширине в пятнадцать. Он перекинут через озеро удлиненной формы, символизирующее Реку, Преграду, которую каждый в своей жизни должен преодолеть.

По обе стороны моста, как бы предваряя и завершая его, на высоких гранитных колоннах расположились сцены борьбы людей и ящеров, больше напоминающих агрессивных, зубастых креветок. Всего этих колонн четыре, но у меня получилось сфотографировать лишь три из них. Судя по всему, креветки в итоге победили.

"Мужчина, сражающийся с ящером" (Mann i kappe kjemper mot liten øgle, ~1930).

Oslo-AUG2014-LoRes-1471.jpg

"Ящер, обхвативший мужчину" (Øgle knuser naken mann, 1929-30).

Oslo-AUG2014-LoRes-1427.jpg

"Мужчина сражается с ящером" (Mann kjemper med øgle, 1918) - интересно, что это одна из самых старых работ Вигеланда, предназначенных для парка.

Oslo-AUG2014-LoRes-1434.jpg

Всего на мосту установлено 58 скульптуры, по замыслу Вигеланда отображающие человеческий темперамент, хотя названия у большинства из них вовсе не отличаются темпераментом. Так, например, композиция, выражающая радость материнства, называется не иначе как "Бегущая женщина, поднимающая перед собой ребенка" (Kvinne løper og løfter et lite barn opp foran seg, ~1930).

Oslo-AUG2014-LoRes-1412.jpg

Некоторые фигуры напоминают о соцреализме. Как, например, эти почти советские дети или "Мальчики, глядящие вверх" (To gutter speidende oppover, 1926-33)

Oslo-AUG2014-LoRes-1413.jpg

А вот то ли счастливые пионеры несутся вслед за улетающим воздушным змеем или планером, то ли "Два мальчика бегут, подняв руки к небу" (To gutter som løper med armene strake i været, не позднее июня 1930 г.). Названия - сплошная проза.

Oslo-AUG2014-LoRes-1414.jpg

Обнимашки. "Мужчина и женщина обнимают друг друга" (Mann og kvinne som omfavner hverandre, 1930-31).

Oslo-AUG2014-LoRes-1416.jpg

Название же "Обнимашек-2" еще прозаичнее: "Мужчина, стоящий позади женщины" (Mann omfavner kvinne bakfra, ~1930).

Oslo-AUG2014-LoRes-1430.jpg

Несколько следующих скульптурных композиций посвящены спорту и его роли в здоровой семье. Эта, не иначе, говорит о пользе утренней гимнастики. Шучу, конечно! На самом деле это "Танцующие юноша и девушка" (Ung mann og kvinne danser, не позже июня 1930) А вовсе не "Мужчина и женщина, ходящие друг за другом с поднятыми вверх руками", как можно было бы подумать.

Oslo-AUG2014-LoRes-1470.jpg

Здесь я почти угадал, назвав этот семейный вид спорта. "Мужчина, перебрасывающий женщину через голову" (Mann vipper kvinne over hodet, не позднее июня 1930 г.). Да-да! Правда, в моем варианте вместо отвлеченной "женщины" была "жена".

Oslo-AUG2014-LoRes-1415.jpg

Переноска супруги из кухни в спальню (или наоборот). На время. Но нет! "Мужчина, несущий женщину перед собой" (Mann løfter kvinne foran seg, не позднее июня 1930). Никакой романтики!

Oslo-AUG2014-LoRes-1417.jpg

Катание верхом на родителе или "Бегущий человек с мальчиком на спине" (Mann løper med gutt på ryggen, 1926-33).

Oslo-AUG2014-LoRes-1420.jpg

А это не поднятие тяжестей, а "Мужчина, раскачивающий мальчика" (Mann slenger gutt, не позднее июня 1930 г.).

Oslo-AUG2014-LoRes-1422.jpg

Если серьезно, то на следующем фото - одно из наиболее спорных произведений Вигеланда. "Мужчина, преследующий четырех младенцев" (Mann jager fire genier, не позднее июня 1930 г.) - так она называется официально. Хотя слово jager, "преследовать", почему-то часто переводят как "жонглировать". В чем состоял замысел художника мне так и не удалось разузнать. Кто говорит, что это изображение страха перед отцовством, кто-то упоминает детоненавистничество или еще какие-то ужасы. Но радостного "жонглирования" тут точно нет: по-моему, младенцы нападают, а мужчина защищается от них.

Oslo-AUG2014-LoRes-1426.jpg

Застенчивая "Девушка с ладонями у рта" (Ung pike med hendene foran munnen, 1926-30).

Oslo-AUG2014-LoRes-1418.jpg

"Мужчина, несущий женщину перед собой" (Mann løfter kvinne opp foran seg, 1926), как будто она вовсе не вцепилась ему в волосы.

Oslo-AUG2014-LoRes-1429.jpg

А эта "Танцующая девушка" (Dansende ung kvinne, не позднее июня 1930) словно бы, наоборот, спрашивает, не хочет ли кто-нибудь вцепиться ей в волосы.

Oslo-AUG2014-LoRes-1428.jpg

"Мужчину, несущего двух детей" (Mann bærer to små barn, 1930-31) я назвал "Игорёк". Он напоминает мне бывшего охранника одного рокенрольного клуба в Санкт-Петербурге.

Oslo-AUG2014-LoRes-1421.jpg

Очень выразительное изображение сына с отцом, их эмоций. Даже не хочется шутить. "Мальчик, стоящий перед мужчиной" (Gutt som står foran mann, 1926-33). А может, "Лени Рифеншталь представляет..."

Oslo-AUG2014-LoRes-1424.jpg

Композиция "Старик, побивающий юношу" (Gammel mann slår gutt, не позднее июня 1930) говорит нам о непреходящих семейных ценностях.

Oslo-AUG2014-LoRes-1419.jpg

Сместь философии и дизайна - "Мужчина и женщина внутри кольца" (Mann og kvinne inne i en ring, 1930-31). Вообще, тема закольцованности, цикличности у Вигеланда проходит через все его творчество.

Oslo-AUG2014-LoRes-1433.jpg

Отдельное место на Мосту занимают детские скульптуры. Это симпатичная "Маленькая смеющаяся девочка" (Liten leende pike, 1926-33).

Oslo-AUG2014-LoRes-1432.jpg

Что-то замышляющий "Маленький мальчик" (Liten stående gutt, 1926-33).

Oslo-AUG2014-LoRes-1431.jpg

И снова "Маленькая девочка" (Liten pike, 1926-33), но уже растерянная.

Oslo-AUG2014-LoRes-1423.jpg

А это, пожалуй, самая знаменитая работа Вигеланда - "Злой мальчик" (Sinnataggen, ~1928). С этим некрасивым бронзовым карапузом, очень напоминающим одного моего знакомого, все хотят сфотографироваться, а руку ему натерли до зеркального блеска. Говорят, приносит удачу.

Oslo-AUG2014-LoRes-1467.jpg

Рядом с Мостом, у спуска к каналу раположена Детская площадка, украшенная изображениями играющих детей. В самом центре - стоящий на голове эмбрион или "Неродившийся ребенок" (Fullbårent foster). Говорят, что посмотреть на него приходит каждая жительница Осло, готовящаяся стать матерью.

Oslo-AUG2014-LoRes-1472.jpg

Вигеландспарк - очень популярное место не только у иностранных туристов, но и у самих норвежцев. Они приезжают сюда на пикники, просто погулять в хорошую погоду, поразмышлять, отдохнуть от городского шума. Интересное, необычное место. Место силы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий