В предыдущих сериях:
- Копенгаген, часть 3. Амалиенборг и королейвские лейб-гвардейцы в медвежьих шапках,
- Копенгаген, часть 4. Черчилль-парк. Цитадель и ее окрестности.
- Копенгаген, часть 4. Черчилль-парк. Цитадель и ее окрестности.
Новая Гавань и каналы Копенгагена.
Все обзорные экскурсии по воде начинаются из Новой гавани (Nyhavn), куда мы и отправились. Мы идем по южной набережной отводного канала от внутренней гавани Эренсунна (Inderhavnen) в сторону площади Конгенс Нюторв. Здесь сразу же внимание привлекает здание бывшего товарного склада, построенное в 1804 г., которое в конце XX в. превратили в 4-звездочный отель Nyhavn. Ну и, конечно, первый увиденный в Новой гавани кораблик, принадлежащий расположенному здесь же пароходству Spar. Корабликов дальше, предупреждаю, будет очень много!
Новая гавань была задумана все тем же Кристианом IV, великим перепланировщиком датской столицы. Но отводной канал был завершен уже после его смерти, при Кристиане V. С того момента и на столетия вперед прилегающий к каналу район стал одним из наиболее оживленных. Туристическая же слава пришла к Нюхавну лишь в конце XX века, а до той поры здесь было лишь все для удовлетворения незамысловатых прихотей прибывающих в порт моряков - кабаки, дешевые гостиницы, бордели... Однако, шум и веселье привлекали сюда и людей искусства. Например, дома 69 и 67, первые от угла на фото, могут похвастаться тем, что в них проживал Ганс-Христиан Андерсен.
Каменная застройка середины XVIII в., т.е., уже после того, как для защиты города от пожаров был издан специальный закон, запрещающий деревянное и фахверковое строительство.
Северная сторона Нюхавна с нечетной нумерацией домов - наверное, самый популярный среди туристов вид на город. Здесь пришвартованы частные парусники, многие из которых уже довольно солидного возраста. Но, несмотря на это, все плавсредства вполне еще действующие, и, полагаю, за весьма существенную сумму любой собственник с удовольствием покатает желающих.
Южная набережная также называется "музейной гаванью". Здесь собраны корабли-ветераны, находящиемся в собственности Национального музея Дании (Nationalmuseet). К сожалению, в основном, это непрезентабельные ржавеющие громадины, вроде судна-маяка Gedser Rev, построенного в 1895 г. на верфяк Оденсе (Odense).
Вот какая двухмачтовая 12-местная красавица! Начищена, буквально вылизана и содержится в идеальном порядке, несмотря на преклонный возраст - в 2018 г. яхта Donna Wood будет отмечать столетний юбилей!
А здесь, судя по флагу, припарковались гости из Финляндии. Интересно, каким образом они "застолбили" это место? Думаю, что несмотря на безумные цены, желающих поставить свою яхту на стоянку именно в Нюхавне гораздо больше, чем места в этом маленьком слепом канале.
Ширина канала - не более 30 м., что с учетом кораблей, постоянно стоящих вдоль обоих набережных, оставляет свободными для судоходства от силы метров десять-двенадцать. Удивительно, как при этом широкие туристические баржи не цепляют борта дорогостоящих частных яхт!
Поскольку это - главное туристическое место города, то и ловушек для туристов здесь предостаточно. Практически в каждом доме на первом этаже или в подвале расположен весьма недешевый ресторан, а в верхних этажах устроены столь же дорогие мини-отели.
Голубой домик справа, номер 9 по набережной - старейшее сохранившееся здание Копенгагена. Цифры на его фасаде указывают на год постройки (1681). Это единственное традиционное фахверковое строение города, все остальные либо выгорели, либо во избежание пожара были снесены в XVIII в. и заменены на каменные. Судя по контейнеру для строительного мусора, стоящему перед ним, внутри, возможно, идут реставрационные работы.
Несмотря на обилие ресторанов по обе стороны канала, каждый из которых в теплое время года выставляет столы на улицу, Нюхавн практически свободен от мусора. Бросать излишки еды или грязные салфетки в воду здесь не принято, хотя никаких "воспитывающих" знаков я не заметил ни разу. Поэтому чайки в Новой гавани питаются исключительно мелкой рыбешкой, как им и положено природой.
Экскурсионные баржи отходят от причала в "торце" слепого канала каждые полчаса. Обычно предлагается трехязычный гид, который произносит текстовые блоки на трех языках подряд: в нашем случае, на английском, немецком и французском - это самый распространенный вариант. Слушать и воспринимать информацию так, конечно, не очень удобно, но разумная экономия на гидах налицо. Несколько раз в день отходят баржи с другими "языковыми наборами". Русского, насколько я помню, нет, но нам их "русский" без надобности. Мы и по-английски во все врубаемся. Следующая порция фотографий будет уже "с воды".
Как я уже говорил, водный траффик в городе довольно плотный. Жители города на чем могут, на том по воде и передвигаются. Вот, например, местный пират с типично офисной внешностью, похоже, пытается взять нас на абордаж. А на дальнем плане, возле пристани Оперного театра (Operaen), видны два ярких "речных автобуса" (Havnebus), работающих по известной всем туристам системе Hop On / Hop Off.
Здание национального оперного театра Дании является одним из самых современных и дорогостоящих оперных театров в мире. Строительство 14-этажной громады, включая 5 подземных этажей, на искуственном острове Докёен (Dokøen) обошлось в сумму, эквивалентную полумиллиарду USD. Деньги пожертвовала компания Maersk - единственный конкурент Carlsberg по инвестициям в инфраструктуру города. Театр открыт в 2005 г. и содержит 6 сцен (главную и пять малых), учебный театр, ресторан и множество различных подсобных служб.
Бывшие сухие доки острова Хольмен (Holmen), в которых датские канонерки укрывались от британской бомбардировки во время осады 1807 г. Какие-то из них до сих пор функционируют, как гаражи и ремонтные мастерские для катеров и яхт, что-то отдано под офисы, а кое-где эти бараки переделали под жилые дома.
Трехмачтовый парусник Georg Stage (1935) - учебное судно датского торгового флота. Он принимает участие в парусных регатах, в т.ч., с 1956 г. - в крупнейшей европейской гонке "Катти Сарк" (Cutty Sark Tall Ship Race).
Жилые дома на Хольмене. Страшно представить, сколько здесь стоит жилплощадь с видом на канал и входом в метро буквально на заднем дворе...
Старые верфи, расположенные на острове Нюхольмен (Nyholmen), функционировали с конца XVII в. вплоть до 1918 г. В частности, здесь в 1694 г. был построен флагман королевского флота - Dannebrog, которым командовал Ивар Хюйтфельдт. Историю его подвига я описал в предыдущей части. Деревянный подъемный кран (Mastekranen, 1751) уже не используется, но до сих пор пребывает в полностью рабочем состоянии. На переднем плане под ним по-акульи оскалился ракетный катер "Сегестед" (HDMS P547 Sehested), в 2000 г. выведенный из состава флота и переданный Королевскому военно-морскому музею.
Центральное здание охраны Нюхольмской верфи (Nyholm Hovedvagt, 1744), корона на часовой башне которого стала прообразом для короны на шпиле последней инкарнации дворца Кристиансборг. Нюхольмен - искуственный остров. Для расширения площади под застройку на острове Хольмен у его берегов в массовом порядке затапливались старые корабли, под завязку загруженные камнями и мусором с городских улиц. Пустоты между ними далее также засыпались камнем и песком, а сверху разравнивался грунт. Таковы были технологии строительства искуственных островов в Дании XVIII в., так что японцы в этом деле далеко не первые!
Типичный Копенгаген - парусные корабли и красно-коричневые склады с черепичной крышей. Судя по балкончикам, это жилое здание.
Более респектабельные дома на берегу Кристиансхавнского канала. За этими домами, совсем недалеко, находится знаменитый район Свободный город Христиания (Fristaden Christiania) - государство в государстве, коммуна неформалов и любителей доступной наркоты, эдакий Амстердам-в-миниатюре. Туда мы не поехали. Вроде как назачем было. Но близость Христиании давала себя знать и на другом берегу - разнообразные вещества туристам предлагают на улице довольно часто.
Церковь Спасителя (Vor Frelsers Kirke, 1752), верхняя часть башни которой состоит из наружной (!) винтовой лестницы в 150 ступеней с золочеными перилами, которая в четыре витка огибает облицованный медью конус башни. Уникальная, в общем, конструкция. Можно подняться на самый верх, чтобы посмотреть на город с высоты 90 м. Церковь была открыта в 1696 г., но башня появилась лишь в 1752 г. в результате смены архитектора. Недостроенную Вавилонскую башню, по-моему, рисовали как-то похоже...
Приехал на велике, сел у канала с книжкой - читай себе! Не жизнь, а благодать. Утка даже почернела от зависти. Кстати, Копенгаген входит в верхнюю тройку наиболее приспособленных для человека городов мира. Интересно, что первое место держит далеко не самый приятный с моей точки зрения город - Хельсинки.
Мы продолжаем плыть по длиннющему Кристиансхавнскому каналу, проложенному вдоль всего острова. Архитектура тут встречается самая разнообразная, и невольно сравниваешь ее с... Петербургом. Вот, например, застройка царских времен (XVIII-XIX в.).
Тут наблюдается уже почти сталинско-хрущевская монументальность 1950-х.
А вот и "спальные районы", комфортабельные, в отличие от оригинала, "хрущевки" с балконами! Как прекрасно, наверное, выйти из дому, сесть на лавочку с сигарой и наблюдать за проплывающими лодками, катерами и яхтами. Впрочем, можно и не выходить, поскольку кресло вполне комфортно расположится и на широком балконе... Там и холодильник с пивом ближе будет.
Симпатичные датские девчонки, которых тут множество, сходили на шоппинг и делятся впечатлениями, свесив ноги в канал. Интересно, сколько на дне всевозможных "балеток" и босоножек?
Покинув Кристиансхавн, мы поплыли вокруг Слотсхольмена и далее вдоль набережной Ларсена, где мы до этого уже успели все основательно изучить, пока снова не оказались в Новой гавани. Всего экскурсия длилась около двух часов, стоило это удовольствие эквивалентно 20 EUR. Недешево, но подъемно, к тому же приятно, познавательно, да и по времени вполне достойно получилось.
В следующих сериях: дворец Росенборг и грязные искуственные озера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий