понедельник, 18 ноября 2013 г.

København, Denmark - май 2011, часть 2

В предыдущих сериях: 
- Копенгаген, часть 1. Первое знакомство и обзорная прогулка по городу.

Дворец Кристиансборг и другие достопримечательности Слотсхольмена.

Район Вестербро, где находился наш отель, расположен к юго-западу от исторического центра Копенгагена, за вокзалом. Близлежащие кварталы, где находятся парк "Тиволи" и Ратушная площадь, мы уже, хоть и бегло, но посмотрели, поэтому к центру решили направиться вдоль набережной, благо утром светило не по-весеннему жаркое солнце. Следовательно, разминуться с королевским дворцом Кристиансборг (Christiansborg) мы никак не могли, его башня видна издалека. Вот как выглядит Замковый остров, также известный как Слотсхольмен, с моста Кристиана IV. Слева направо - биржа (Børsen) с витым шпилем, дворец Кристиансборг и Биржевой мост (Børsbroen), а справа, на противоположном берегу канала, Хольмская церковь, бывшая когда-то якорной мануфактурой.

Photobucket

Мраморный мост (Marmorbroen, 1744), выполненный в помпезном стиле рококо из саксонского песчаника и покрытый плитами норвежского мрамора, и его павильоны - одни немногих сохранившихся элементов первоначальной планировки королевского дворцового комплекса на Замковом острове. Дело в том, что Кристиансборг - уже третья по счету инкарнация дворца, чему виной все те же знаменитые пожары. Строительство первого Кристиансборга было завершено в 1745 г., а уже в 1794 г. огонь полностью уничтожил его. Такое впечатление, что Копенгаген был самым пожароопасным городом Европы!

Photobucket

Проект и строительство моста приписывают Николаю Эйтведу (Nicolai Eigtved). В действительности над проектом он работал в паре с другим придворным архитектором, своим заклятым соперником Лорицем де Тюра (Lauritz de Thurah), но был любимчиком правившего тогда Кристиана VI (Christian VI, 1699-1746), поэтому и получил все лавры в одни руки. Скульптурные композиции, украшающие павильоны сверху, выполнены Йоганном Петцольдтом (Johan Christof Petzoldt).

Photobucket

Фигуры, держащие медальоны с королевскими вензелями, символизируют многочисленные добродетели монаршей династии. Рог изобилия, по всей видимости, говорит о неслыханной щедрости. О невиданной скромности здесь не говорит ничего.

Photobucket

Манеж (Ridebane) и фонтан также сохранились со времен первого дворца. Слева от фонтана расположены королевские конюшни (на фото их не видно), поэтому утренняя выездка лошадей происходит здесь и в наши дни. А на заднем плане - Кристиансборг во всем своем нео-барочном величии. Что характерно, после злополучного пожара 1794 г., уничтожившего первый дворец, королевская семья никогда больше здесь не жила. За одним исключением - Фредерик VII (Frederik VII, 1806-1863) последние 11 лет жизни провел во втором Кристиансборге, построенном в 1828 г., который также сгорел в 1884 г. Нынешний же дворец строился в период с 1907 по 1928 г.

Photobucket

Перед входом в дворец в 1921 г. была установлена конная статуя Кристиана IX (Christian IX, 1818-1906) работы женщины-скульптора Анны-Марии Карл-Нильсен (Anne Marie Carl-Nielsen). Статуя примечательна тем, что скульптор очень долго не могла подобрать подходящую для натуры датскую лошадь, и в результате моделью ей послужил конь, специально привезенный из немецкого Ганновера. Мне это показалось забавным, поскольку в Ганновере я побывал всего за несколько дней до приезда в Данию, а вот скульптора недовольные современники подвергли порицанию! Да и у самого Кристиана IX выражение лица весьма недовольное...

Photobucket

В северном крыле дворца (на фото) располагается Верховный суд, кабинет премьер-министра и официальные приемные залы королевской семьи, а южное крыло занимает парламент (Folketinget). Интересно, что в составе 179 депутатов датского парламента "заморские территории", т.е. Фарерские острова и Гренландию, представляют лишь четверо - по двое от каждой бывшей колонии.

Photobucket

Три короны на башне Кристиансборга олицетворяют единство Дании, Швеции и Норвегии - отсылка к XIV в., когда принцесса Маргрет объединила три монархии, выйдя замуж за шведского короля Хакона VI (Haakon VI, 1343-80).

Photobucket

А с внешней стороны дворца, на Дворцовой площади (Christiansborg Slotsplads) стоит памятник Фредерику VII, последнему королю из рода Ольденбургов и последнему же абсолютному монарху Дании - в 1849 г. он подписал Конституцию, учредив парламент. Фредерик VII был очень популярен среди простого народа, поскольку умел находить общий язык с представителями любого сословия, был со всеми открыт и искреннен, а также весьма любил выпить, причем легко мог зайти и в заведение для простолюдинов.

Photobucket

Под аркой парадного входа на территорию дворца находится эта малоприметная дверь, ведущая в подвалы, где архитекторы современной "версии" Кристиансборга законсервировали обнаруженные при строительстве руины не только замка Копенгаген, разобранного для строительства первого дворца, но и самого замка архиепископа Абсалона, стоявшего на этом месте с XII по XIV в. и разрушенного Ганзейским союзом.

Photobucket

На протяжении веков считалось, что ганзейцы, победившие датчан в 1369 г., разобрали бывший для них как бельмо на глазу замок Абсалона буквально по камешку, и новый замок, носивший одно название с городом, возводился что называется "с чистого листа". По всей видимости, разрушена была лишь верхняя часть стен и крепостные башни замка, битый камень которых завалил доступ к жилым помещениям. Сверху все это было присыпано землей и в результате послужило фундаментом замку Копенгаген, а после его сноса - и всем последующим Кристиансборгам.

Photobucket

Внутренний сад Королевской библиотеки (Det Kongelige Biblioteks Have), бывший когда-то королевской морской гаванью. Корабли здесь приставали практически к стенам дворца, но в 1867 г. воду отвели, а гавань засыпали. Сейчас о тех временах напоминает лишь странного вида фонтан с живыми рыбками, который я фотографировать не стал, да вмурованное в стену старинное швартовочное кольцо. Сад в своем теперешнем виде был разбит здесь лишь в 1920 г. В начале мая все цвело, и запахи были такие, что голова кружилась. Под Королевскую библиотеку, давшую саду название, на набережной выстроили современный корпус в виде скошенного куба из черного гранита стекла и стекла, который горожане называют "Черный алмаз" (Den Sorte Diamant). А в старом здании библиотеки в 2004 г. открыли Датский еврейский музей (Dansk Jødisk Museum). Почему еврейский и почему именно здесь - непонятно...

Photobucket

В тени деревьев у фонтана присел поразмыслить над проблемами мироздания философ Кьеркегор (Søren Aabye Kierkegaard, 1813-1855). Памятник ему работы Луи Хассельриса (Louis Hasselriis) был установлен в Библиотечном саду в 1918 г.

Photobucket

Памятник графу Педеру Гриффенфельду (Peder Griffenfeld, 1635-1699), верховному канцлеру Дании, которого считают одним из наиболее выдающихся государственных деятелей за всю историю королевства. Фактически, во времена правления Кристиана V, бывшего, мягко говоря, посредственным монархом, именно Гриффенфельд управлял государством и проводил смелые политические и экономические реформы, тем самым нажив себе множество врагов среди королевского окружения. Он до последнего сопротивлялся королю по вопросу объявления войны Швеции, которую Дания с треском проиграла, потеряв часть своих территорий. После этого Гриффенфельд постепенно впал в немилость, а позже был обвинен в заговоре и приговорен к смертной казни, которая в момент исполнения была заменена на пожизненное заключение. Последние 22 года жизни бывший канцлер провел в одиночных камерах различных датских тюрем.

Photobucket

Стена, заросшая плющем - даже новодел в таком оформлении смотрелся бы достойно.

Photobucket

Биржа, еще один памятник правлению Кристиана IV. Здание в стиле фламандского ренессанса было возведено в 1620 г. Лоренцом и Хансом ван Стенвинкель (Lorenz & Hans van Steenwinckel) для обслуживания торговцев Кристиансхавна. Братья Стенвинкели, представители антверпенской династии архитекторов, возглавляли большинство наиболее ответственных проектов эпохи Кристиана IV, включая Круглую башню обсерватории и замок Розенборг (Rosenborg).

Photobucket

Но королю показалось, что новая торговая палата выглядит слишком скромно, поэтому в 1640 г. здание биржи увенчали 54-метровым шпилем в виде четырех переплетенных хвостами драконов. Датчане так его и называют - Драконий шпиль (Dragespiret).

Photobucket

Хотя Копенгагенская фондовая биржа, занимавшая это здание вплоть до 1974 г., давно куплена NASDAQ и переехала в новый корпус, торговая палата по-прежнему размещается здесь. На фото - биржа со стороны улицы Slotsholmsgade.

Photobucket

Здание Коллегий было построено по приказу Фредерика IV в 1721 г. для нужд королевской канцелярии. Отсюда в течение трех веков происходило фактическое управление государством. Для того, чтобы король постоянно мог находиться в контакте со своими министрами, канцелярия соединена с дворцом посредством крытой арочной галереи. Сейчас здесь располагается Министерство финансов (Finansministeriet).

Photobucket

Напротив него - Министерство занятости (Beskæftigelsesministeriet). Несмотря на стабильно сильную крону и высокий уровень заработной платы, уменьшающие конкурентоспособность датских компаний в мире, королевству удается поддерживать достаточно низкий уровень безработицы - около 5%. Внизу слева виден герб Копенгагена на автобусной остановке. Надо сказать, что городской герб тут везде - от мусорных баков до крышек люков...

Photobucket

Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen, 1770-1844) - наверное, самый знаменитый датский скульптор и художник, один из наиболее значительных представителей позднего классицизма в скульптуре. Сын исландского резчика по дереву, он закончил Академию художеств в Копенгагене и уехал в Рим, где открыл для себя античную скульптуру, поразившую его настолько, что день своего приезда в Рим с тех пор Торвальдсен считал датой своего рождения. Достигнув мирового признания, этот чрезвычайно плодовитый художник, чьим творчеством Европа буквально "болела" в первой половине XIX в., на склоне лет решил вернуться в Копенгаген. С собой он привез множество собственных работ, а также весьма внушительную коллекцию греческого, римского и египетского искусства. Все эти сокровища нужно было где-то размещать, поэтому благодарные соотечественники решили построить Торвальдсену прижизненный музей, а королевская семья выделила под застройку место, где ранее находился каретный двор Кристиансборга. После смерти Торвальдсена музей также служит ему мавзолеем.

Photobucket

Фигуры в состоянии равновесия - фрагмент инсталляции Act of Balance датского скульптора Йенса Галшиэта (Jens Galschiøt). Первоначально скульптурная группа состояла из 10 фигур акробатов, балансирующих на шестах высотой от 6 до 10 м., которые символизировали 3 цели и 7 основных ценностей движения "Образование во имя устойчивого развития" - некой философской концепции развития общества под эгидой ООН, вникать в суть которой мне категорически лень. В общем, эти фигуры выставлялись по всему земному шару, включая российский Новосибирск, но в конце концов четыре из них были установлены рядом с датским Парламентом. Говорят, в этом году их уже убрали, а жаль - выглядят они весьма оригинально, а о смысле инсталляции задумываться совсем необязательно.

Photobucket

И в заключение - фонарь на Rigsdagsgården с видом на окна парламента.

Photobucket

Слотсхольмен впечатляет, но дворец, как главный экспонат этого своеобразного архитектурного музея, все-таки на мой вкус слишком мрачный, холодный и, действительно, нежилой, что ли... Но с этим резко контрастирует оазис красоты и спокойствия - библиотечный садик! В общем, погулять здесь интересно и познавательно, да, впрочем, и просто необходимо!

Комментариев нет:

Отправить комментарий