воскресенье, 22 июня 2014 г.

Lille, France - январь 2014, часть 1

Лилльское привокзалье, церковь святого Маврикия и красоты Театральной площади.

Во французский город Лилль я попал достаточно спонтанно и заранее не составлял план осмотра города, хотя, благодаря подсмотренной у кого-то идее, догадался перед поездкой распечатать фрагменты городской карты из Google Maps, где отметил основные достопримечательности, о которых когда-либо слышал. Отныне я взял себе за правило так поступать перед поездкой в любое незнакомое место - очень помогает, когда времени нет, а хочется успеть как можно больше. Еще в поезде прикинув, в какую сторону мне лучше направиться с самого начала, я отважно устремился знакомиться с первым в истории моих путешествий французским городом. Логично, что осмотр я начал со здания лилльского вокзала.

Первая железнодорожная станция в Лилле была построена в 1842 г., но через полвека она стала мала быстро растущему городу. В это время в Париже перестраивали знаменитый Северный вокзал (Gare du Nord). В целях экономии средств и времени было решено разобрать фасад парижского вокзала, по частям перевезти его в Лилль и здесь собрать заново, слегка видоизменив и дополнив. В числе прочего, новый вокзал Gare de Lille, строительство которого было закончено в 1892 г., обзавелся большими часами с городским гербом. В 1993 г. для нужд скоростных железнодорожных линий, связывающих Лилль с Брюсселем и Амстердамом на востоке, Лондоном на западе и Марселем на юге, город обзавелся еще одним вокзалом, получившим название "Европа" (Gare de Lille Europe). Одновременно и к названию старого лилльского вокзала добавили слово "Фландрия" (Flanders), поскольку здесь с тех пор обслуживались лишь региональные поезда - Лилль является центром одноименного французского региона, - причем не только французские, но и прибывающие из той части исторической Фландрии, что расположена на территории Бельгии. На одном из таких поездов, купив билет стоимостью в 8 EUR, я и прибыл в Лилль из бельгийского местечка Варегем (Waregem), о котором я уже писал ранее.


Итак, Лилль - главный по значению город Французской Фландрии, столица региона Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas de Calais) и департамента Нор (Nord). В административном плане тут вообще все очень запутано, поскольку в дополнение к французскому административно-территориальному делению, где наряду с перечисленными также присутствует т.н. "большой Лилль" или Лилльская метрополия (Lille Métropole), тут действует еще и общеевропейское, где Лилль включен в один "еврорайон" с бельгийскими Кортряйком (Kortrijk), Турне (Tournai) и Мускроном (Mouscron). Отсюда и чехарда с цифрами: по одним данным в Лилле проживает всего 227 тыс. жителей, по другим - чуть более миллиона (это в целом по метрополии), а по третьим, с учетом упомянутых бельгийских территорий, - аж свыше 1.900 тыс.! Как местные во всем этом разбираются, я ума не приложу, но, по большому счету - и пофигу! Я же приехал сюда, как в главный "зарубежный" фламандский город; знающие люди сказали мне, что знакомство с исторической Фландрией будет неполным без посещения Лилля. Кстати, некоторые фламандцы и до сих пор считают Лилль своим, называя его по-нидерландски Рейзель или Ряйзель (Rijsel).

На фото - Вокзальная площадь (Place de la Gare). Тут и реклама говорящая: "Фламандская таверна" или  отель "Фландрия Англетер", а вывеска "Дворец пива" (Le Palais de la Biere) впечатляет особо; это вам не вшивый дом культуры какой-нибудь!


Начну с неприятного. В районе вокзала ошиваются немыслимые толпы различной шантрапы, которая готова в лучшем случае всучить тебе что-нибудь ненужное втридорога, а в худшем - утащить кошелек из кармана. Поэтому - никаких бумажников в заднем кармане штанов, no, nay, never! Также, находясь здесь, все время следует помнить о том, что на английском французы традиционно отказываются разговаривать, это вовсе не миф, поэтому о продуктивном общении с местными можно сразу забыть. Даже в кабаке на пальцах объяснить, что тебе нужно, получается с трудом, что же говорить о более ответственных моментах? С наступлением вечера на улицах становится много поддатых - просто пьяных или под какими-нибудь иными веществами, причем, в основном, это молодежь от 18 до 25 лет, как белые, так и арабских кровей. Несколько раз видел драки на улицах, при этом полиции не было и в помине, а редкие прохожие жались к сторонам улицы, опасаясь, как бы агрессия упоротого молодняка не вылилась и на них. В общем, негативного в Лилле мне повстречалось довольно много. Это отчасти объясняется тем, что туристический потенциал города разглядели лишь сравнительно недавно, лет 10-15 назад, а до этого многие годы, несмотря на свои исторические памятники, Лилль считался лишь депрессивным промышленным центром, что не могло не сказаться на составе и характере его населения.

С самых первых шагов город поразил меня несметным количеством живых рождественских елок! Их тут действительно бесчисленное множество, не только вдоль парадных бульваров и центральных улиц, но и буквально в каждом закоулке. Украшений на них обычно нет (украли проклятые марокканцы?), но и без того концентрация хвойных способна создать новогодне-рождественское настроение у самых убежденных скептиков. Пахнет хвоей, опять же, везде, что для крупного города довольно удивительно. На фотографии - рю Федерб (Rue Faidherbe), вид от вокзала Gare de Lille Flanders. Все основные архитектурные вкусности находятся в той стороне, к северо-западу от вокзала.


Но сначала пришлось чуть-чуть отклониться от выбранного азимута, чтобы по рю дю-Прие (Rue du Priez) выйти к церкви святого Маврикия (Église Saint-Maurice). Это самая красивая историческая церковь Лилля, и обойти ее стороной было бы настоящим преступлением.


Церковь святого Маврикия выполнена в стиле, близком к брабантской готике, что в очередной раз связывает Лилль скорее с Бельгией и Нидерландами, нежели с Францией.


Строительство церкви началось в конце XIV в., и вначале она состояла из нескольких объединенных часовень и нефа. В течение XV в. здание было перестроено и расширено, а также обзавелось внушительной башней. В начале XIX в. церковь, к тому времени уже серьезно поврежденную временем, решили отреставрировать. Восстановительными работами занимался городской архитектор Филипп Канниссье (Philippe Cannissié, 1779-1877), которому удалось привести различные, довольно разношерстные по стилю, элементы здания, к единому архитектурному знаменателю. Можно смело сказать, что именно он отвечает за сегодняшний облик этого памятника западноевропейской готики.


Поскольку улочки вокруг узкие, машин и разнообразных препятствий - дофига и больше, а чукча - ни разу не фотограф (нет, нет! - я вовсе не пеняю на фотоаппарат!), нормально сфотографировать эту часть церкви у меня так и не получилось.


Зато, если отойти от церкви святого Маврикия подальше, можно найти хороший вид хотя бы на ее ажурный шпиль, причем с разных ракурсов. Чтобы увидеть его во всей красе, я отбежал подальше по Парижской улице (Rue de Paris).


Close-up примерно с той же точки. Странным образом вся эта фламандская готика напомнила мне о раннем детстве, когда я впервые оказался на море, где-то в Крыму. Тогда, почему-то я очень ясно это помню, всякие продвинутые в пляжном строительстве дядьки возводили из влажного песка поразительной сложности и красоты замки, а потом, ловко зачерпнув из моря песок вместе с водой, особым образом капали на верхушки песчаных башен этим раствором, создавая высокие игольчатые шпили подобной формы.


А напротив, на углу Парижской и Молинель (Rue de Molinel) можно увидеть вот такие шикарные дома с кружевными балконами, навевающими воспоминания о старой Гаване...


Тем временем я понял, что уже достаточно отклонился на юг от первоначально выбранного направления. Скорректировав свой маршрут, я вновь прохожу мимо церкви, теперь уже с парадной ее стороны. Однако, в честь прошедшего Рождества фасад "украшали" какие-то металлоконструкции, поэтому пришлось обойтись без фотографий главного входа.


Просто Лилль, Парижская улица. Где-то здесь три пьяных в стельку арапченка весело гоняли полудохлого бомжа из коренных.


Продолжаю идти по Рю-де-Пари в сторону Театральной площади (Place du Théâtre). Нельзя сказать, чтоб уж прямо дух от красоты захватывало, но ничего - с пивом потянет. К этому моменту я уже жадно выискивал какие-нибудь забегаловки, дабы поскорее приобщиться к французской пивной культуре.


Театральная площадь - сердце Старого Лилля (Vieux Lille). А главной доминантой площади является здание Торгово-промышленной палаты (Chambre de commerce et d’industrie), привлекающее взгляд своей 76-метровой колокольней, выполненной в неофламандском стиле. Казалось бы, после многократных посещений того же Гента (Gent) подобное уже не должно удивлять, но это тоже новодел - Луи-Мари Кордоннье (Louis Marie Cordonnier) построил это здание в 1921 г., использовав в оформлении различные архитектурные элементы, свойственные фламандской архитектуре XVII-XVIII вв. А у подножья здания, прямо на площади, городские власти устроили развлекуху с каруселями для детей. Правда, когда я проходил мимо, карусель еще не работала, но изнутри уже раздавались взрывы пьяного женского хохота и звон бутылочного стекла. Видимо, аттракционы пришлись по душе не только самым маленьким жителям Лилля.


Штаб-квартиры различных торговых организаций Лилля и всего региона Нор-Па-де-Кале переехали сюда из здания Старой Биржи, которое к началу XX в. стало для них уже слишком тесным. Говорят, внутреннее убранство Торговой палаты не уступает внешнему облику. Мне же остается только поверить этому на слово - двери были заперты.


Оперный театр Лилля (Opéra de Lille), давший название площади - неоклассическое произведение все того же Кордоннье (строительство началось в 1907 г.). Старый оперный театр, ведущей свою историю с 1785 г., в самом начале XX в. сгорел, и архитектору удалось выиграть конкурс на проект нового здания. Интересно, что официальное открытие театра произошло во время немецкой оккупации в 1914 г., причем, как это зачастую происходило во Франции во время обеих мировых войн, при оккупантах театр процветал: более 100 премьер за четыре года! Правда, в историю вошло и "французское открытие театра", которое произошло даже не сразу по окончанию Первой мировой, а аж в 1923 г. После аварийного закрытия в 1998 г. здание претерпело серьезное внутреннее переустройство, необходимое для современных постановок. Повторное открытие театра состоялось в 2004 г. - год, когда Лилль служил "культурной столицей Европы".


А вот уже упомянутая выше Старая биржа (Vieille Bourse). В 1653 г. король Филипп IV Испанский (Felipe IV, 1605-65) поручил главному архитектору Лилля Жюльену Дестри (Julien Destrée) построить здание биржи, "способное превзойти аналогичные постройки в крупнейших городах мира". Новая биржа должна была стимулировать развитие коммерции в городе, так как до той поры торговля велась лишь на открытых всем ветрам городских площадях, в любую погоду, что приводило к частым болезням в среде коммерсантов и побуждало их искать прибыли в иных местах. Изначально Биржа представляла собой 24 идентичных трехэтажных здания, построенных в каре стена к стене, в которых первый этаж служил непосредственно торговой площадкой - лавкой, конторой и т.д., а второй и третий этажи содержали жилые и административные помещения. Постепенно, в ходе многократных перестроений какие-то внутренние стены и перегородки сносились, вместо них появлялись новые, а отдельные дома "взаимопроникали" друг в друга настолько, что теперь комплекс Старой биржи можно смело считать единым зданием. В начале XX в. Биржа была отреставрирована целиком на деньги частных инвесторов - это крупнейшая архитектурная реставрация на частные пожертвования в истории Франции. Сейчас в на первом этаже Биржи расположились букинистические лавки, сувенирные магазины и небольшие кафе.


В целом, Театральная площадь оказалась довольно красивой, но, несмотря на выходной день, пустынной и безлюдной. То ли город за две недели не успел отойти еще от Рождества, то ли в супермаркеты на дальних окраинах Лилля завезли особо вкусных лягушек.


Небольшие группы местных жителей - а туристов здесь совсем немного! - можно встретить лишь у рождественских базаров; тут встретившиеся кучкуются и распивают дешевый алкоголь. За пределами шумных компаний количество одиноких пешеходов стремится к нулю. Это либо отдельные прохожие спешащие по своим неотложным делам, либо те, кто не успел еще присоединиться к одному из подобных центров социального притяжения. В кадр попали приземистая французская девка и, словно бы сыграв на контрасте, длинная искуственная елка неизвестного происхождения. Обе довольно выглядят довольно невзрачно.


Вокруг Театральной площади находится много интересных зданий, которые стоило бы рассмотреть поближе. Но в запасе есть лишь несколько часов, с неба вот-вот начнет поливать дождем, а мне еще надо много чего обойти и найти приличное место для обеда.


Это оказалось непростой задачей, забегаю я вперед. Магазинов в Старом Лилле - навалом, а вот мест, где можно закинуть в желудок что-нибудь горячее и съедобное, практически не встречается...


Бульвар Карно (Boulevard Carnot). Черт его знает, зачем я сюда свернул? Так и не смог вспомнить по возвращению.


А тут и вовсе все закрыто на выходные. Нет, воскресенье в Лилле - явно неудачный день для прогулок!


Рю Лепеллетье (Rue Lepelletier), также полная закрытых магазинов. Практически полную тишину на этой улице разгоняли только монотонные причитания престарелых цыганок - профессиональных нищих. Почему-то здесь они сидели буквально на каждом углу.


Чтобы как-то сгладить тягостное впечатление, которое я, возможно, создал своим рассказом об этом весьма специфическом городе, спешу поделиться вечерним снимком Театральной площади, сделанным через несколько часов, когда я возвращался к вокзалу наконец-то наевшийся, напившийся и умиротворенный...


Таким образом, в итоге все опять закончилось хеппи-эндом, хотя и не изменило моего подозрительного отношения к Франции в целом, но подробнее об этом - в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий