пятница, 14 марта 2014 г.

Waregem, Belgium - январь 2014

Будни фламандской деревни.

Прошлой зимой меня пригласили на работу в крупную бельгийскую фирму, с которой я сотрудничал в разном качестве последние лет шесть. Пригласили внезапно, объявив накануне Нового года, что мне необходимо будет прибыть на первичное обучение в штаб-квартиру компании, находящуюся в городке Варегем (Waregem) на самом западе Фландрии, в полутора десятках километров от французской границы. Здесь я уже несколько раз бывал ранее, но обычно останавливался в близлежащем Кортрейке (Kortrijk), который представляет собой что-то вроде местного райцентра. Оттуда поутру меня забирало такси, и до офиса компании я, таким образом, добирался по автостраде, минуя сам населенный пункт. Иными словами, за шесть прошедших лет так и не сподобился увидеть, что же этот Варегем из себя представляет.

Сразу скажу, что ничего особенного я не ожидал. Видал я много разных бельгийских и голландских деревень, которые настолько же чисты и аккуратны, насколько и беспросветно скучны. Поэтому заранее, определившись, что прилетаю я в воскресенье утром, а значит, обладаю почти целыми свободными сутками, решил в тот же день, если погодные условия позволят, выдвинуться во французский Лилль (Lille), один из немногих исторических фламандских городов, которые мне пока еще не удавалось посмотреть. Тем более, что и во Франции-то я до этого момента ни разу не был. Однако, до Брюсселя я долетел почти на час быстрее, чем полагалось по расписанию, из бельгийской столицы до Варегема меня всего за час домчал лихой водитель, да и заселение в только что открывшийся после праздников отель "Синт-Янсхоф" (Sint-Janshof) прошло молниеносно. Таким образом, у меня появился свободный час на осмотр Варегема, чем я и воспользовался.

Отель "Синт-Янсхоф" находится на границе промзоны и сельскохозяйственных угодий и очень сильно отличается от окружающих его стальных и бетонных коробок различных производств и складских комплексов. Движение по шоссе, у которого он расположен, минимальное, и дорогу здесь то и дело переходят лошади, как с седоками, так и без, а также домашняя живность поменьше, вроде кошек и куриц, при этом со всех сторон то и дело доносится позвякивание коровьих колокольчиков и овечье блеянье. В то же время, интерьер здания вполне пристоен и солиден. Вот только в первую ночь хозяева почему-то забыли включить отопление... Январь хоть и теплым вышел, но, клянусь, никогда в жизни я так не замерзал ночью, накидав поверх основного одеяла еще пару дополнительных! Говорят, что это был непредусмотренный форс-мажор. Хочется надеяться, что российская велокоманда "Катюша", которая ежегодно останавливается здесь, проживает в лучших условиях!

Вот так отель выглядел со стороны шоссе примерно в полдвенадцатого. Поскольку я опаздывал на автобус, которые тут ходят строго по расписанию один раз в два часа (обычно - раз в час, но дело было в воскресенье!), а пилить до центра города три километра пешком мне совершенно не улыбалось, подбирать более удачный ракурс и воевать с засветкой не было ни времени, ни возможности.

 photo Waregem_LoRes-1342_zpsedaa1847.jpg

Автобусная остановка, западнофламандский вариант. Если серьезно, тот этот пришедший в запустение фермерский дом никакого отношения к остановке не имеет - он появился здесь гораздо раньше автобусного сообщения. В то же время, знак справа однозначно сигнализирует о том, что останавливается автобус именно здесь: на фото это не очень заметно, но вдоль дома устроен очень невысокий и узкий тротуарчик, на котором и предписано поджидать свой транспорт (один из аж трех маршрутов!). Кстати, если проезжающему мимо автобусу не просигналить, он не остановится. Я этого не знал, но вовремя среагировал, иначе стоять бы мне тут еще два часа!

 photo Waregem_LoRes-1343_zps8e2b2a70.jpg

Рядом с остановкой - фермерское хозяйство. Земли дофига, но она не распахана, а отдана под пастбище нескольким шерстистым овцам и парочке смешных волосатых и длинноухих пони. Увидев русского с фотоаппаратом, овцы тут же принялись меня разглядывать, периодически блея от удивления, а пони, судя по всему, видали и не такие чудеса, поэтому продолжали невозмутимо засовывать морды в грязь, пытаясь найти свежую травку.

 photo Waregem_LoRes-1345_zpsd1de629f.jpg

Типичная представительница местного животного мира, желавшая познакомиться со мной поближе. Она как две капли воды похожа на одну из бывших моих коллег: смотрю на эту фотографию и аж оторопь берет!

 photo Waregem_LoRes-1346_zpsd491cdad.jpg

"На лугу конек пасется, молодой, с красивой гривой!" - пел давным-давно дядя Саша Лаэртский. На первый взгляд, травы здесь немного, но на самом деле благодаря сенсационно-теплому январю у природы полностью сорвало крышу и в аккурат после Рождества из земли поперла свежая травка. А что может быть лучше зимой для упитанного пони?

 photo Waregem_LoRes-1347_zpse0c7bbd2.jpg

От созерцания четвероногих меня оторвал подъехавший автобус, на котором я за каких-то десять минут добрался до самого центра Варегема, на поверку и оказавшегося именно такой деревней, какой я его и представлял. Тем не менее, как и все во Фландрии, он считается городом богатой истории, видевшим как рацвет, так и падение феодализма в Средневековой Европе, и ведущим свою историю от самих римских легионеров. Говорят, что впервые название этого населенного пункта упоминается во франкских летописях 826 г. как оплот некоего клана Варо, откуда и происходит название Варегем. Найденные же археологами артефакты якобы неопровержимо доказывают, что торговое поселение на этом месте существовало чуть ли ни с I - II вв. н.э., благодаря тому, что именно здесь пересекались две важнейшие римские дороги - из французских городов Касселя (Cassel) и Бове (Bavay) в Тонгерен (Tongeren) и Оуденбург (Oudenburg), соответственно. В наше время в Варегеме проживает около 35 тыс. человек, он является центром одноименного муниципального образования, включающего в себя несколько близлежащих деревень, и относится к аррондисменту Кортрейка.

Центром любого фламандского города является рыночная площадь. Если потеряешься, достаточно вопросительно рявкнуть "Markt!" в лицо беспечного прохожего и он, убоявшись, тут же покажет тебе направление к одноименной площади. Варегем - не исключение. Правда, из исторических строений, привычных по аналогичным площадям иных городов, здесь наличествует только церковь святых Амандуса и Блазиуса (Sint-Amandus en Sint-Blasiuskerk), датируемая самым началом XVI в. С тех пор, понятное дело, мало что сохранилось, так как здание многократно расширялось и перестраивалось и свой современный облик обрело лишь в середине XIX в. Но гордые жители Варегема утверждают, что церковь стоит здесь аж с 1119 г., и наплевать, что тогда она была деревянной!

 photo Waregem_LoRes-1357_zpsc7d56a51.jpg

Церковь - главная доминанта не только площади Маркт, но и, пожалуй, всего Варегема. 58-метровый шпиль, хоть и не самый высокий по местным меркам, на фоне двух- и трехэтажной окружающей застройки смотрится впечатляюще.

 photo Waregem_LoRes-1359_zps830ec573.jpg

На стенах церкви, окружающих деревьях и импровизированной деревянной изгороди, окружающей вход, видны рождественские гирлянды, которые в начале января еще не успели убрать.

 photo Waregem_LoRes-1368_zpsdbdd5841.jpg

Массивная деревянная дверь с коваными петлями и ручкой в сочетании с изящным "французским" замком смотрится очень интересно.

 photo Waregem_LoRes-1360_zps624a7f2b.jpg

Пристально рассмотрев церковь со всех сторон можно двигаться дальше. Тем более, что мне остается лишь сорок минут до поезда.

 photo Waregem_LoRes-1362_zps1813b896.jpg

Я чувствовал, что фотографий получается слишком мало! Что ж, отщелкаем окружающие здания. Это - восточная сторона площади, вид с церковной парковки. Хорошо бы, конечно, узнать, зачем этому зданию такая высокая башня - да только где ж это узнаешь?..

 photo Waregem_LoRes-1348_zps4126c1cd.jpg

Вроде бы, ничего особенного, а домик симпатичный.

 photo Waregem_LoRes-1358_zpsdc653324.jpg

Тут же - памятник бельгийским солдатам, павших на полях Фландрии во время Первой мировой войны. Как известно, именно здесь происходили наиболее кровопролитные сражения "окопной войны", в ходе которых впервые в истории были использованы отравляющие газы. Город Ипр (Ypres), давший название газу иприт, находится неподалеку, в двадцати минутах на поезде. На постаменте, насколько я понял, выбиты имена погибших уроженцев Варегема. Для столь небольшого городка список впечатляющий... Интересно, что на территории города, недалеко от "Синт-Янсхофа", также находится американское мемориальное кладбище, где похоронены 368 уроженцев Североамериканских Соединенных Штатов, сложивших свои головы в окрестностях Варегема. Это - единственное подобное захоронение на территории Бельгии. Но у меня так и не хватило времени туда дойти...

 photo Waregem_LoRes-1353_zpsd7e96c2a.jpg

А это - северная сторона площади. Сюда бы колокольню, и я легко бы представил, что в этом здании размещались пожарная часть и полицейский участок.

 photo Waregem_LoRes-1350_zps0d82c90b.jpg

Улица Сторместрат (Stormestraat) - нагромождение всего и странное соседство современного архитектурного кубизма с неоклассицизмом и еще хрен поймешь чем.

 photo Waregem_LoRes-1366_zpsa5523018.jpg

Здесь от площади отходит Вокзальная улица или Статионсcтрат (Stationsstraat), поэтому наблюдается скопление ресторанчиков и пивных. Видны рекламы пива Cristal, Bavik, Wittekerke и Petrus. Наверное, только последний пивной бренд стоит внимания ценителя.

 photo Waregem_LoRes-1369_zps7231d61c.jpg

Почти незаметный на географической карте, Варегем все же имеет определенное значение в спорте. Кроме футбольного команды "Зюльте Варегем" (Zulte Waregem) город может похвастаться гольф-клубом, участком велосипедной трассы "Тур-де-Франс" Варегем - Компьен (Compiègne), а также ипподромом, на котором с 1847 г. проводятся ежегодные скачки, имеющие континентальную известность. Скорее всего, именно этим вызвано огромное количество конных скульптур самых разных стилей и направлений в искусстве, которые можно встретить в самых неожиданных местах. Эта пара дырявых лошадок гарцует на юго-западном углу площади Маркт.

 photo Waregem_LoRes-1367_zpsc1129d24.jpg

Дом и парк барона Касье (Park Baron Casier) признается одной из главных достопримечательностей Варегема. Ну, такой, в общем, типичный загородный дом богатея, построенный во второй половине XIX в., который почему-то называют "замком". До поезда остается 20 минут, поэтому осматриваю парк бегом.

 photo Waregem_LoRes-1370_zpsd1bd3162.jpg

Здесь также встречаются кони, но в этом случае - временные, выставленные специально на Рождество. Интересно было бы посмотреть на эти светящиеся фигуры в темное время суток!..

 photo Waregem_LoRes-1371_zps66abfcd2.jpg

Вид на баронский замок с тыла.

 photo Waregem_LoRes-1373_zps24b8a4d3.jpg

Почему-то главной ценностью парка считаются мосты. Видимо, они жутко исторические и романтичные, хотя на мой вкус - совершенно обыкновенные. Ближе я не стал подходить, потому что грязно.

 photo Waregem_LoRes-1374_zpsf774390c.jpg

По случаю сезонных праздников в центре парка, возле самого "замка" устроили каток для местных жителей. Чтобы кататься было веселее, им постоянно подвозят популярное местное пиво Jupiler. Любителям легкого светлого пива в пльзеньском стиле "Жюпилер" определенно понравится. Но мои вкусы изощреннее, мне в этом бренде нравятся только яркие ящики.

 photo Waregem_LoRes-1375_zps0df3a6ff.jpg

Немного извозив ботинки в парковой грязи я, наконец, выбрался обратно на Статионстраат и уже буквально вприпрыжку устремился к вокзалу, чтобы успеть купить билет до Лилля. Но на подходе меня подкараулила еще одна кобыла, теперь уже в какой-то угрожающе-демонической раскраске.

 photo Waregem_LoRes-1376_zpsa97d5d65.jpg

Автомат по продаже билетов на станции не работал, поэтому я обратился в окошко кассы. Пожилой кассир долго пытался мне объяснить, что у них также вышел из строя и принтер, печатающий билеты, а я в ответ выяснял у него насчет злобности французских контролеров. Дело в том, что в Бельгии, не успев купить билет на станции отправления, можно рассчитывать на то, что этот документ будет продан кондуктором, встречи с которым мне еще почти ни разу не доводилось избежать. А вот насчет Франции я не был уверен. Тут до границы всего четыре остановки; если за двадцать минут я не встречу доброго фламандского контролера, как отнесется его неизвестный французский собрат к моему безбилетному статусу?

Тут откуда-то сзади прибежал кассир помоложе, отодвинул пенсионера на задний план, дунул-плюнул на принтер и распечатал мне билет, напоследок обозвав своего предшественника старым пердуном. Мы улыбнулись друг другу и я, сжимая в руке заветный кусочек картона, с легким сердцем вышел на перрон, чтобы за оставшиеся три минуты обозреть окрестности сверху.

Рядом с вокзалом проходит кольцевая автодорога. А то! Кольцевая автодорога есть даже в крошечном Варегеме! Правда, диаметр этого асфальтированного кольца составляет не более двух километров. Вдали виднеется церковь Святого Семейства (Heilige Familiekirk), построенная, вопреки своему внешнему виду, в начале 1950х гг.

 photo Waregem_LoRes-1377_zpsc81c1a5f.jpg

Поезд уже близко, а я смотрю налево, где северная часть кольца - Noorderlaan - поворачивает к востоку. Здесь я ничего интересного не вижу вообще, поэтому покидаю тихий Варегем без сожаления.

 photo Waregem_LoRes-1378_zps7a824590.jpg

Начавший накрапывать дождь отцепился от поезда как раз перед французской границей. До Лилля я добрался примерно за час и 8 евро, не найдя на свою задницу никаких приключений.

Запоздалый disclaimer: Поскольку свой верный Canon PowerShot G10 я утопил в Финском заливе, в поездку я взял у подруги "мыльницу" Nikon CoolPix P300. Все фотографии здесь и далее сделаны ею, причем большинство - на бегу. Название города Кортрейк я привожу в написании, которое применяется в русском языке, хотя мне привычнее называть его Кортряйк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий