Под дождем в Новгородском Детинце.
Из Твери через Валдай мы приехали в Великий Новгород. Здесь я еще ни разу не был; много раз хотел приехать, чтобы посмотреть на знаменитый Новгородский кремль - детинец, но так и не собрался. До места доехали уже после обеда, погода сильно испортилась, но все равно решили пройтись в исторический центр, несмотря на моросящий дождь. Новгород поразил меня своей чистотой и ухоженностью. Будучи в два раза меньше Твери по населению, Новгород в несколько раз чище, опрятней и благоустроенней. В общем, город мне настолько понравился, что я вернулся сюда через пару месяцев на несколько дней. Поэтому многословно расписывать свои впечатления в этот раз я не стану, оставив для более развернутого отчета, и в очередной раз ограничусь краткими подписями к фотографиям.
Воскресенские ворота Новгородского кремля. "Великий 1155 Новгород" - российский дизайн, бессмысленный и беспощадный... Ну почему не написать "1155 лет Великому Новгороду" или что-то вроде этого? Получилось же как "Зоолетие Санкт-Петербурга" в 2003 г. Но всем пофигу. Главное, шрифт в "старославянском" стиле подобран.
Далее идут высокая башня Кокуй и более приземистая Покровская. Кокуй-башня изначально была построена во все том же XV в. как артиллерийская - низкая, приземистая, с усиленными стенами. В XVII в. была перестроена, получив дополнительные пять этажей и свод-шатер. Считается, что ее современный вид, полученный в результате реконструкции в 1960-х гг., точь в точь повторяет облик башни XVII в. Происхождение названия - спорное, но приписывается историку П. Л. Гусеву, а до 1913 г. местные просто называли ее "Каланчой". Покровская ведет свою историю с 1302 г., а название получила от церкви Покрова Богородицы, расположенной рядом. Первоначальный облик не сохранила, мы снова видим версию конца XVII в.
Златоустовская башня названа по имени несохранившейся церкви Иоанна Златоуста. Ее строительство историки относят к XV в. и считается, что башня практически соранила свой первоначальный вид за исключением современных застекленных окон.
Воскресенские ворота и круглая Митрополичья башня (XV в.), входившая в состав укреплений дворца архиепископа. На заднем плане - белая часовая башня, которую в Новгороде называют Часозвоней.
Территория кремля освещается множеством красивых кованых фонарей с гербом города.
Часозвоня - не только забавное название, но и, по совместительству, местная "падающая башня". Угол наклона довольно заметный. Башня построена в 1673 г.
Софийский собор (1045-50 гг.) - самая старая православная церковь на территории России. Старше ее только одноименный собор в Киеве. И это, что называется, внушает. С этого ракурса - очень красив. С других - так себе. В любом случае, восхищает своей древностью и лаконичностью форм. Стены храма повсеместно беленые, но с восточной стороны оставлены отдельные фрагменты небеленого известняка.
Фрагмент левой створки Магдебургских врат Софийского собора. История этих кованных дверей запутана и противоречива и изменялась многократно в зависимости от политической коньюктуры. То ли их привезли в виде трофея из заморского похода, то ли подарили европейские союзники московских князей... Мусолится также версия о византийских, "корсунских" корнях реликвии, однако характер фигур и надписи, по-моему, вполне очевидно свидетельствуют об их западноевропейском происхождении. Тем более, что на них изображен магдебургский архиепископ, вследствие чего ворота и получили свое название.
Фрагмент правой створки Магдебургских врат Софийского собора. Впервые эти ворота упоминаются в летописях XVIII в. (!), что ставит под сомнение версию о военном трофее XII в., когда новгородцы на шведов войной ходили. Уж за 600-то лет о дверях старейшего православного собора страны наверняка бы вспомнили!.. И уж тем более о Византии и пресловутой Корсуни. Короче говоря, доподлинно опять же ничего не известно.
Чугунный голубь на кресте Софийского собора - еще один артефакт церковного мифотворчества. По расхожей истории, которую любят повторять верующие люди, голубь, присевший отдохнуть на кресте собора в 1570 г., окаменел при виде кровавой бойни, которую учинил в Новгороде Иван Грозный, и остался на кресте навечно. В то же самое время никто не скрывает, что довольно грубая фигурка птицы отлита из свинца и водружена на такую высоту простыми смертными. Но с голубем или без, купола Софийского собора прекрасны сами по себе.
Владимирская башня (XV в.), чье название восходит к Владимирской надвратной церкви, стоявшей здесь за столетием ранее.
Звонница Софийского собора (XV в.). Впервые упоминается в летописях в связи со своим обрушением в Волхов. В XVII-XVIII вв. значительно перестравалась, но с тех времен сохранилась практически неизменной, лишь железная кровля появилась в 1930-х гг.
Колокола, как старинные, так и современные, выставлены на обозрение у Софийской звонницы. Самые старые относятся к концу XVI в.
Памятник Тысячелетию России (1862 г.) - воздвигнут в ознаменование тысячелетия призвания варяжских князей на Русь. Спорная композиция по спорному поводу, возбуждающая неконтролируемую ярость у немалого числа традиционных историков и практически всех "альтернативщиков" типа Михаила "Ну тупы-ы-ые!" Задорнова и Анатолия "Самураи - из Самары!" Фоменко. Выглядит красиво и законченно, но уж больно много здесь всего понамешано. Вот вам Петр I, отталкивающий локтем побежденного шведа, при этом спотыкающийся о рыцаря Ливонского ордена, в свою очередь поверженного Иваном III, который виднеется справа от Петра, не замечая склонившегося к его ногам усмиренного татарина... А если посмотреть направо, то там Пожарский с Мининым защищают Михаила Федоровича Романова от польских козней, и так далее по кругу. В общем, "смешались в кучу кони, люди" - не очень я люблю подобный пафос.
Симпатичная церковь Покрова Богородицы (XVI в.) на фоне Покровской башни.
Здание присутственных мест (1783-86 гг.) - так тогда назывались основные ограны государственного управления. Да и в наши дни наделенные властью по большей части на своих местах лишь присутствуют.
Административный новодел, который постарались вписать в старинный архитектурный ансамбль детинца.
Красивый фонарь на фоне областной филармонии. Наглухо заделанные окна здания очень портят его внешний вид.
Погода все ухудшается, а мы тем временем выходим через восточные ворота - Пречистенскую арку - к реке Волхов.
Пешеходный мост через Волхов выглядит странно и инородно. При этом он еще и ощутимо вибрирует, напоминая о резонансных колебаниях и опасности, которую они представляют для мостов. По нему можно перейти на восточный берег реки, который носит название Ярославово дворище.
Экскурсионная пристань. Отсюда можно отправиться на обзорные экскурсии по Волхову в озеро Ильмень.
Аркада Гостиного двора (2-я пол. XVIII в.) - то немногое, что сохранилось от торговых рядов, уничтоженных во время Великой Отечественной войны. Памятная табличка с золочеными буквами, напоминающая новгородцам и гостям города о том, что реставрация проводилась под покровительством тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, своими размерами превосходит скромный информационный стенд.
Слева направо: надвратная башня Гостиного довора (1686 г.) - второй и последний сохранившийся элемент торгового комплекса, купола Никольского собора и его колокольня. Тут многое еще нуждается в реставрации.
Церковь Параскевы Пятницы (1207 г.) и Никольский собор (1113 г.).
Всадник с мечом, попирающий разрубленную свастику - Монумент Победы (1974 г.) на левом берегу Волхова открыт к 30-й годовщине освобождения города от фашистов. Согласно официальной истории к моменту освобождения в городе уцелело не более 40 домов и около 30 мирных жителей...
То ли торопящийся домой с Ильменя рыбак, то ли просто гонщик на фоне Дворцовой башни (XV в.). И у этой старинной башни название современное, к тому же ничем не оправданное - никаких дворцов в этой части детинца не было.
В Великом Новгороде есть, что посмотреть, чему удивиться и о чем почитать, размышляя о том, какой все-таки странный предмет - История. Причем, съедить сюда стоит не один раз - за пару дней едва ли все охватишь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий