вторник, 23 июля 2013 г.

Antwerpen, Belgium - январь 2011, часть 2

В предыдущих сериях:
- Антверпен, часть 1. Город великих живописцев.

Нотр-Дам по версии Антверпена и Зеленая площадь.

Groenplaats или Зеленая площадь вплоть до XVIII века была городским кладбищем. Во время австрийского правления тогдашний император Иосиф II решил, что кладбища в черте городских стен - это неправильно и несовременно, и повелел замостить кладбищенскую землю брусчаткой. Но еще многие годы жители Антверпена называли это место не иначе как Зеленое кладбище. Огромное распятие, стоявшее с давних времен посреди площади, в 1843 г. сменил памятник самому известному жителю Антверпена - Рубенсу.


Местный "Хилтон" - одна из достопримечательностей Зеленой площади. Точнее, здание, построенное в 1856 году в модном стиле, представляющим смесь барокко и art deco. Пятизвездочный отель переехал сюда лишь в 1993 г. До этого момента тут располагался крупнейший в Бельгии универсальный магазин Grand Bazaar.


Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577-1640) в представлении не нуждается. Сложно найти художника, оказавшего большее влияние на современников, причем не только в живописи, но и в скульптуре, архитектуре и т.д. Не случайно именно этот памятник находится рядом с величественным Кафедральным собором Пресвятой Богородицы (Onze Lieve Vrouwe Kathedraal) - таким же символом города, как и сам художник.


Notre-Dame d'Anvers, как его назвают франкоговорящие бельгийцы - главный Кафедральный собор Антверпена и, по совместительству, также главный символ города, занимающий площадь более 1 га, обладающий самой высокой колокольней Бенилюкса (123 м), посещаемый в год 320 тысячами туристов, да и вообще - один из крупнейших храмов римско-католической церкви. Городской казне его содержание обходится в полтора миллиона евро ежегодно. Поэтому с трудящихся за приобщение к этому чуду брабантской готики берут 6 EUR.


Собор был заложен в 1352 г на месте романской церкви Богоматери, датированной IX в. Его проектировщиками и первыми строителями стали Жан и Питер Аппельманс (Амель), памятник которым вписан в правое крыло здания. Датой окончания строительства условно считается 1521 г. Условно, поскольку официально строительство так и не было завершено, а лишь приостановлено.


Собирающегося вступить под своды собора встречает сцена Страшного суда. Типа, может, одумаешься? А то хрен знает, что там внутри с тобой произойти может...


Я и церковь - вещи несовместимые. Но когда я в старинной католической церкви или соборе, желание поглумиться над человеческими суевериями как-то само собой пропадает, и задумываешься о вечном. Или даже не задумываешься, а просто таращишь глаза на всю эту красоту и торжественность в немом восхищении...




Витражи в средневековых европейских соборах - это, конечно, отдельная тема! И так дух захватывает, а если снаружи еще и солнце из-за туч покажется, так краски вообще ослепить способны. В Норт-Даме Антверпена 55 витражей. А также масса скульптур, церковных реликвий и прочих диковин.


А еще у них тут сплошной Рубенс в оригиналах! Вот, например, триптих "Воздвижение Креста Господня" (Kruisoprichting, 1610), первоначально предназначенный украшению главного алтаря церкви Св. Вольбурга. Захвативший Антверпен Наполеон "приватизировал" эту работу Рубенса и вывез в Париж. В 1816 г. шедевр был возвращен городу и с тех пор находится в соборе Пресвятой Богородицы.


Схожая история у другого триптиха Рубенса - "Снятие с креста" (Kruisafneming, 1612). Это произведение, также считающееся одним из лучших полотен художника, сразу заняла почетное место в соборе. Но пришли французы и... В начале XIX в. домой вернулся и этот триптих. Судьба прочих произведений искусства, первоначально украшавших собор, куда печальнее. В 1798 г. большая часть внутреннего убранства была продана французскими оккупационными властями с аукциона.


Внутреннее убранство собора разворовывалось с завидной периодичностью. То кальвинисты со своим иконоборчеством мебель порушат, то "жадные до искусства" французы завалятся и все изгадят... Доходило до того, что среди голых стен оставалась лишь древняя статуя Пресвятой Девы - то ли ее не замечали, то ли польститься было особо не на что.


Если отойти от собора подальше, скажем, вдоль по улице Blom, то становится понятно, почему он считается незавершенным. Правую башню собора - а по первоначальному замыслу, как и по всем канонам, их должно было быть именно две, в строгой симметрии! - так и не достроили. Возведение южной башни с самого начала шло с большой задержкой. К 1518 г. северная была уже почти завершена, а южной достраивали лишь третий ярус. В 1533 г. случился пожар, который чуть не уничтожил собор целиком. После осмотра зоны бедствия было решено работы в южной башне временно прекратить, бросив все силы на восстановление уцелевшего от огня. К тому же, по всей видимости, более 250 лет возни со строительством (несмотря на то, что в 1521 г. собор был "сдан", работы продолжались вллоть до 1616 г.) изрядно притомили горожан, поэтому недостроенную башню на скорую руку прикрыли простеньким сводом со шпилем, постановив, что и так сойдет.


Вид на Нотр-Дам с улицы Suikerrui. По иронии судьбы, именно ассиметричность сделала символ Антверпена всемирно известным памятником средневековой архитектуры, которым восхищались и продолжают восхищаться все, начиная от местных жителей и простых туристов и заканчивая Бонапартом, сравнившим собор с лучшим брабантским кружевом, что, однако, не помешало заносчивому французу вынести из него все, что только могло привлечь императорский взгляд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий