вторник, 23 июля 2013 г.

Antwerpen, Belgium - январь 2011, часть 3

В предыдущих сериях:
- Антверпен, часть 1. Город великих живописцев,
- Антверпен, часть 2. Нотр-Дам по версии Антверпена и Зеленая площадь.

От Рыночной площади к набережной Шельды.

Начало января для Антверпена - не сезон. Рождественские праздники уже позади, а новые толпы туристов ожидаются здесь не ранее весны. Самое время для того, чтобы вдоволь побродить по этим улицам, наслаждаясь непривычной для больших городов тишиной.


Улица Oude Koornmarkt. В давние времена тут, как следует из названия, вовсю торговали зерном. В наши дни первые этажи старинных зданий, пользуясь непосредственной близостью к Grote Markt и собору Пресвятой Богородицы, оккупировали разнообразные рестораны национальной кухни на любой вкус, а также традиционные бельгийские брассерии (brasserie), где можно вдоволь насладиться знаменитым траппистским пивом.



Grote Markt, или Большая Рыночная площадь - одно из самых красивых мест Антверпена. Но, как и следовало ожидать, в связи с сезонными праздниками она была безнадежно испорчена уродливыми деревянными строениями рождественской ярмарки, какими-то строительными контейнерами и прочей несовместимой со старофламандской эстетикой хренью. Из-за чего осмотр приходилось вести "по верхам". Впечатление, конечно, оказалось смазанным.



Главенствует на Рыночной площади Stadhuis (1561-64 гг.) или, по-нашему, городская ратуша. Однажды отцы города посмотрели на старую городскую ратушу и устыдились. Влиятельному торговому порту требуется здание куда более представительное! Сказано - сделано, новая ратуша была заказана целой группе строителей и архитекторов. Но оказалось, что при постройке пострадают многие торговые ряды, которым на уменьшившейся площади не найдется места. Торговцы были недовольны. Решение было найдено изящное: первый этаж ратуши представлял собой череду дверей и арок, за которыми комфортно разместились лавки потерявших свои места на площади торговцев. Черные деревянные двери, числом более 40, сохранились до наших дней.



В 1576 г. ратуша была сожжена испанцами, но уже через три года восстановлена в первоначальном виде. Благодаря влиянию итальянских архитекторов, стиль здания сочетает элементы как фламандского, так и итальянского ренессанса. Фасад ратуши украшен геральдическими гербами (слева направо) герцогства Брабантского, испанских Габсбургов и маркграфов Антверпена, а также статуями Справедливости и Мудрости и, возвышающейся надо всем этим, Богородицы. В настоящее время ратуша является резиденцией мэра и местом проведения городских собраний.



Недействующий в зимнее время фонтан Брабо (Brabo fontein) в окружении "временной рождественской застройки". По легенде, римский легионер Сильвий Брабо в давние времена освободил окрестных жителей от поборов злобного великана Антигона, обитавшего на берегу Шельды. За право проплыть мимо своего жилища или переправиться через реку Антигон собирал непомерную пошлину, а уклонистов жестоко убивал, отрывая им руки. Ловкий неплательщик Брабо, которому молва приписывает родство с самим Юлием Цезарем, не дожидаясь, пока ему оторвут руки, сам добрался до великана и отрубил тому кисти обеих рук, выкинув их в реку, видимо, чтоб обратно не приросли. Отсюда и пошло название Антверпена ("бросать руку"), а на городском гербе появились изображения двух ладоней.
Впрочем, рука, которую готовится зашвырнуть подальше Брабо-фонтан, на великанскую никак не тянет...



Дома Гильдий на Grote Markt. Самое высокое здание, украшенное позолоченной конной статуей Св. Георгия, принадлежало Гильдии Арбалетчиков (Huis van de Schutters). Слева от него располагались Бондари (Gildehuis der Kuipers), а в крайнем справа доме - Бакалейщики (Huis van de Kruideniers). Вопреки расхожему мнению, первоначальный вид гильдийских домов не сохранился, поскольку в 1576 г. во время штурма Антверпена испанцами площадь почти полностью выгорела. Позже местные купцы отстроили все заново, а в XIX в. здания подверглись существенному обновлению, носившему не только косметический характер.



Жителям Антверпена присущи особенные заботливость и участие: даже свою очередную Мадонну они бережно прикрыли от непогоды зонтом. Климат в Бельгии довольно мягкий, проливные дожди в январе - не редкость.



Разглядывать золоченые фигуры на крышах гильдийских домов, чтобы попытаться угадать, какой именно гильдии он мог принадлежать, очень увлекательно. Только ведь все равно хрен угадаешь! Да, похоже, этого в любом случае уже никто не помнит. Уверен, что дом 34 по Grote Markt не имел никакого отношения к мореплаванию.



А эти дома явно еще ожидает реставрация. Тем более привлекательно выглядит на их фоне шпиль Нотр-Дама!



"Te Koop" означает, что дом продается. Этот знак встречается повсеместно, как в Бельгии, так и в Голландии. Независимо от престижности района. Иногда кажется, что все жители Бенилюкса уже давно морально готовы сорваться с насиженных мест и уехать подальше отсюда (куда?!), лишь бы не сталкиваться более со своими неприятными новоявленными соседями - выходцами из стран Магриба.



Улица Suikerrui - самый красивый путь от Grote Мarkt к набережной Шельды. Также эта улица знаменита Этнографическим музеем Антверпена, в котором хранится множество экзотических вещей времен колониальных захватов. Но расположен он не в этом доминирующем здании с куполами, а за фасадами более невзрачных домиков на переднем плане, стареньких и не очень.



Vleeshuis (буквально, "мясной дом") - дом Гильдии Мясников, построен в 1504 г. Чередование серого камня и красного кирпича действительно напоминает структуру жирного куска бекона. Когда-то здесь велась оживленная торговля, но сегодня расположился музыкальный музей "Звуки города". Надеюсь, что уродливые рельсы, которыми укреплена надстройка на крыше здания - временная мера, и после реставрации их уберут.



Считается, что замок Het Steen - самое старое строение в Антверпене. Но это правильно лишь отчасти. Говорят, что первые укрепления против норманнов на этом месте были уже в VII в., хотя законченный вид крепость Антверпен, как она тогда называлась, обрела лишь к началу XII в. По другой версии крепость начали строить сами викинги, осуществлявшие набеги на окрестные земли. Так или иначе, официальная дата окончания строительства обозначена 1225 г. В 1520 г. Карл V существенно перестроил крепость, фактически превратив ее в замок, который и получил название 's Heeren Steen (Королевский камень); позже название сократилось до Het Steen. С тех пор замок неоднократно перестраивался, обрастая свойственными каждому историческому периоду деталями. Изображение замка - центральный элемент герба Антверпена.



Памятник Длинному Вапперу (Lange Wapper) - местной легенде, первое упоминание о которой относится к XVI в. Ваппер обладал волшебной способностью изменять свой рост и мог вытянуться вверх настолько, что одним шагом достигал соседнего города. Его часто встречали на берегу Шельды; говорят, что он любил звук текущей воды. Его любимым лакомством было грудное молоко местных жительниц, и, чтобы добыть его, в ход шли различные волшебные трюки. Также известно, что он обожал пугать пьяных горожан, вырастая у них на пути или заглядывая к ним в окна.



Много лет служивший резиденцией местным графам (в т.ч. и знаменитому крестоносцу Годфриду Бульонскому), в годы испанского владычества замок становится тюрьмой Святой Инквизиции. У этого креста осужденные на мученическую смерть узники совершали свою последнюю молитву... В середине XVII в. в стенах замка проживал все тот же Рубенс. Во времена Наполеона и вплоть до 1827 г. Steen вновь превратился в тюрьму, теперь уже для политических заключенных. В настоящее время здесь находится Национальный Музей Мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum). На одной из его стен установлена мемориальная доска в честь солдат 1-й Канадской армии, а также британских и польских подразделений, освободивших Антверпен от фашистов в 1944 г.



Шельда (Scheldt) - река, с которой началась история города. Порт Антверпена - один из самых оживленных в Европе. Судоходство на Шельде весьма активное. Но все самое интересное сосредоточено на историческом, правом берегу реки, причем набережная особой красотой не блещет. Не даром жители города говорят, что Антверпен словно отворачивается прочь от Шельды!..

Интересно, что вдоль набережной стоят платные подзорные трубы, наведенные на противоположный берег реки. Но смотреть там абсолютно не на что: сплошь какие-то склады и находящиеся за ними блочные дома "спальных" районов.



Набережная Шельды - одна сплошная парковка. Причем, как видно, оставить тут можно не только личный автомобиль, но и целый корабль небольших размеров... На заднем плане видны знаменитые антверпенские доки, в том числе и носящий имя Бонапарта.



Фламандский ренессанс легко соседствует с постмодерном на набережной Jordaenskaai.


Церковь Святого Павла (Sint-Pauluskerk, 1517) когда-то была частью Доминиканского монастыря. После пожара в 1679 г. была достроена новая башня в стиле барокко. При Наполеоне церковь была разграблена французами, но большинство ценностей было возвращено в 1815 г. Во время Бельгийской революции ее снова разграбили, но вновь обретенное внутреннее убранство, включая более 50 полотен Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Франкена и др., чуть не погибло в пожаре 1968 г... Как при всех этих бедствиях она сохранилась до наших дней, непонятно совершенно! Баскетбольная площадка на переднем плане относится, разумеется, к более позднему периоду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий